hot

Показуха с “Посланием потомкам”

скрытие капсулы времени письмо потомкам Пенза Росток

Чиновники и несколько Пензенских журналистов вскрыли “Послание потомкам”, завалили Интернет фотографиями распаковки, положили всё обратно и сделали вид, что так и должно быть. А само послание вообще может оказаться поддельным.


Сегодня утром, 7 ноября, состоялось торжественное вскрытие “капсулы времени”, заложенной в стелу “Росток” в 1967 и 1977 годах.

Если изучить детали, то подлинность экспоната сама по себе вызывает сомнения, но об этом позже.

В принципе, понятно, почему в Администрации Пензы решили потренироваться в выемке капсулы. Бетон 50 лет назад делали из по-настоящему качественного цемента, не экономили. 5 ноября работникам МЧС и ЖКХ пришлось изрядно повозиться.

Так что по части технической у меня ровно ноль вопросов.

А вот по части идеологической вопросы возникают.

Владимир Вержбовский и ряд других представителей СМИ и культуры, вскрывавшие капсулу в крайне узком кругу избранных, не преминули наводнить Facebook фотографиями распаковки. Вот один из примеров.

вскрытие капсулы времени письмо потомкам Пенза

вскрытие капсулы времени письмо потомкам Пенза

Вержбовский, ясное дело, ратует за успешность только бренда, с которым он непосредственно связан, а именно — “Молодого Ленинца”. Ему, как и любому журналисту, хочется эксклюзива. Поэтому были сделаны фотографии — для публикации в “Молодом Ленинце”, которые, очевидно, сделать необходимо заранее. Вот что он писал в группе “Пенза и пензяки в истории России”: Сегодня с восьми утра оба послания вновь «упакуют» на их исторические места, а в ходе торжественного мероприятия извлекут на Божий свет и зачитают собравшимся. Так что у тех, кто купил газету рано утром есть стопудовый шанс поспеть к месту событий”.

То есть: тут вроде как на глазах честного народа, впервые в истории, всё распаковали, а в газете, вышедшей в тот же день — вжух! — уже и фоточки распаковки имеются. Магия!

Хотя даже это, на мой взгляд, является нарушением славных традиций вскрытия капсул. Вроде как мы должны слиться в едином идеологическом порыве, должны поверить, что никто до нас ее не видел и не читал, и обрадоваться настоящему эксклюзиву, а не видеть мелочную жажду наживы одного СМИ, почему-то оказавшегося в числе избранных.

Администрация Пензы в лице нескольких чиновников сделала очередное показушное мероприятие, наплевала на адекватность маркетинговой составляющей бренда города Пензы и Пензенской области, а удачно оказавшиеся рядом журналисты прилюдно похвалились, типа “мы первые”. Причем, почему именно они первые, и какое вообще право кто-то первым мог прикоснуться к настоящему историческому эксклюзиву — не особо понятно. Ладно, допустим, прикоснулись, что-то там потренировались открывать, посмотрели на буковки — но зачем всё равно фотки-то куда-то выкладывать?

 

Хотя почему обязательно “настоящему историческому”?

Давно высказываются соображения, мол, послание могли заменить совсем недавно, найдя в нем сомнительные в идеологическом плане места. Могли заменить и подправить, почему бы и нет. Отчасти именно поэтому у меня вызывает сомнения подлинность второго послания, заложенного, якобы, в 1977 году.

Обратимся к фотографиям.

вскрытие капсулы времени письмо потомкам Пенза

Видно, что послание сохранилось внезапно хорошо. Историк Вержбовский поясняет, что капсулу запечатали в 1977 и в вакууме послание прекрасно сохранилось. Ну ок. Но если мы обратим внимание на детали, возникают вопросы по типографике.

Типографика — это некий свод правил, направленных на то, чтобы текст в газетах, журналах и прочей полиграфии выглядел хорошо. В частности, у меня возникают сомнения в исторической подлинности документа, опираясь именно на эти очевидные правила и их столь же очевидное неисполнение на протяжении многих лет в Пензенских СМИ. Бросаются в глаза переносы однобуквенных предлогов и союзов на следующую строку. Посмотрите на послание из 1967 года — там союзы висели в конце строк, верстальщика (тогда это делали наборщики вручную) это не смущало и смущать не могло. Более того, обратитесь к любой, абсолютно любой газете из 60-х, 70-х, 80-х, даже 90-х — в Российской печати (а тем более Пензенской) это не просто никого не смущало, это нафиг никому не надо было (скринов газет сколько угодно можно найти в интернете). Поэтому до недавнего времени в газетах и по пять переносов было подряд, и адовый ребаланс строк, а уж висячие предлоги и союзы — да сколько угодно. То есть, сравнивая два послания, можно сделать осторожный вывод, что через десять лет для верстки (набора!) послания потомкам, в 1977 году, нашли настоящего гения, который запарился буржуйскими правилами типографики и расположил предлоги как надо.

Впрочем, он тоже допустил ошибки по верстке (набору!!!), но чего уж там, это так, детали.

А потом мы опять на целых тридцать лет забили на всякий правильный дизайн и типографику в полиграфии. Почему на тридцать? Ну хорошо, когда в Пензенских СМИ научились пользоваться заменой по документам и узнали о неразрывных пробелах? Сдается мне, этому славному периоду Пензенской журналистко-дизайнерской истории никак не больше лет десяти.

Конечно, это всего лишь моя гипотеза — о том, что второе послание заменили совсем недавно.

Значит, нет ничего страшного в том, что для выемки одной показушности устроили другую показушность. Как правильно заметил один мой Fb-собеседник, “Там все равно ничего интересного. Можно было и не вскрывать”. Да можно вообще ничего не делать. Вот просто — никогда и ничего. Легенду вокруг вроде бы несущественных событий выдумывать-то всегда сложнее — у Илики и других деятелей до него даже за большие бабки не получилось. А ведь если так разобраться, то ни одно событие, по большому счету, не является сколь-либо существенным вообще, в принципе. Вообще, понимаете? Но без легенд грустно, неинтересно, тошно. Мы же не быдло, поэтому легенд, хотя бы иногда, всё-таки хотим.

 

ПС. Фото из анналов Fb

Категория
hotПолитика

Оставить ответ

*

*