Монолог

«Обидеть художника не так-то просто»

Денис Коробков окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого. Сотрудничал с фондом «Культурное достояние» (Москва) и галереей N-проспект (Санкт-Петербург), отмечен двумя золотыми знаками отличия; принимал участие в региональных и столичных выставках. Работы были выставлены в рамках недели высокой моды в Москве, в арт-салоне ЦДХ (Москва), на выставке «Большая Волга» (Саранск), и, разумеется, в Пензе: в галерее имени Савицкого, салоне «Шедевр», в рамках форума «Поиск провинции», в центральном офисе строительной компании «Рисан», в рамках выставки «Вкусные вещи» в ресторане «Кадриль».

Участвует в международных пленерах, организует персональные выставки; его работы можно найти в частных коллекциях по всему миру. Хорошее чувство цвета и композиции, интерес к истории…

В общем, всё это и многое другое сподвигло нас познакомиться с этим человеком лично.


DSC_0414

Изначальная цель, которую должна преследовать критика, – чтобы стало лучше. В противном случае — это просто злопыхательство, на которое и внимание обращать не стоит.

Заказами практически не занимаюсь. Делаю то, что считаю нужным. Затем начинаются диалоги о том, кому это действительно могло бы быть интересно.

Значительная часть моего творчества посвящена историческим персонажам, без которых «палитра» личностей нашего города не была бы полной.

Коллекционеры антиквариата — это разновидность историков.

Надо периодически стряхивать музейную пыль с заштампованных образов наших исторических знаменитостей. Мне бы хотелось, чтобы пензенский культурный мир понял свою значимость, самобытность, чтобы людям было, на что опереться. Те имена, которые есть на слуху, очень замусоливают. Когда я учился в художественном училище, у нас был лермонтовский конкурс. Все использовали какие-то привычные мотивы: парус одинокий, Мцыри, и тому подобное. А я вспомнил свою экскурсию в Тарханы. Нам гид рассказала о том, как на день рождения маленькому Михаилу подарили право «управлять» усадьбой на правах взрослого. Так он первым делом подписал всем крестьянам вольную. Крестьяне об этом как-то узнали, и, оценив жест молодого барина, вскладчину купили ему в подарок коня. Возможно, это просто байка или легенда, но это послужило сюжетом для написания моей работы: усадьба, маленький Михаил, к нему подводят коня, а кругом – вся челядь. Первый приз был за мной. Если бы именно такой был подход к любому юбилею и празднику, то и отношение было бы не такое заштампованное.

У абсолютного большинства студентов Пензенского художественного училища нет благоприятной почвы для того, чтобы они остались здесь и продолжали заниматься тем, чему их учили. Увы, почти все торопятся уехать в столицы, а те, что остаются, вынуждены вести борьбу за существование, уже не задумываясь об идеалах искусства.

Очень трудно делать хорошие вещи, если их в упор не видят. Моя проблема в том, что публику нужно воспитывать ещё очень долго. Совдеповское восприятие, отсутствие должного культурного образования, дефицит высокохудожественных примеров в городской среде, засилье поп-арта – всё это не лучшим образом сказывается на отношении широкой публики к предметам искусства.

Поп-арт – это культ пустоты. Задача, которая с древности лежала на людях искусства, заключалась в передаче знаний. Художник – крайне ответственное лицо. Сейчас же люди, которые не понимают, что происходит вокруг, у которых пустота внутри, переносят ее на предметы искусства. За всем этим нет никакого содержания, нет нравственной ценности.

Как продают картины за десятки миллионов долларов? Приблизительно так: берется какой-нибудь художник, на которого в другое время, возможно, не обратили бы никакого внимания. Потом кто-то решает, что на этом можно заработать. В частных коллекциях скупается большинство работ. Начинаются заказные публикации искусствоведов, имя раскручивается. Понимаете? Изначально всё это покупают за копейки, а потом продают с аукционов за большие деньги, чтобы окупить весь этот цирк. Таким образом можно «раскрутить» кого угодно и что угодно. Всё дело даже не в какой-то там реальной «художественной ценности», а в деньгах нескольких людей. И вот – уже готова новая «мировая тенденция в искусстве». Ну а вложение денег в извращения типа клякс и хаотических линий – это просто художественное лоббирование в более широком масштабе. С этим трудно бороться: больше вложенных денег, больше СМИ, участвующих в этом, больше недалеких людей, которые верят в то, что им навязывают. Но когда-нибудь этот пузырь лопнет.

DSC_0420

Обидеть художника не так-то просто.

Гиперреализм – это попытка при помощи изобразительных инструментов показать пустоту, тщетность и отсутствие своих собственных размышлений. Сделать так, чтобы люди с трудом отличали картину от фотографии – это чисто ремесленническое занятие, тут нет никакого творчества. Конечно, похвально, что результат таким получается; но хотелось бы, чтобы внутри была какая-то идея. В 90% случаев этого нет.

Из молодых Пензенских художников могу отметить Санталова и Уделова. Санталов сделал несколько работ, посвященных Пензенским историческим событиям. А Уделов – настоящий преемник Левитана. Когда смотришь на его работы, невольно задумываешься о реинкарнации.

Само здание художественного училища способно вдохновить, оно учит отличать красивое от некрасивого, пошлого и вульгарного. Я вырос в Арбеково, в панельных джунглях, и от этого контраста очень долго получал удовольствие. Здание, построенное в 1897 году, наполнено атмосферой имперского величия. До сих пор иногда прихожу туда вечером. Когда коридоры затихают, эту атмосферу очень легко почувствовать. Благодарному и терпеливому художнику оно готово отдать частичку своей мудрости.

Ситуация в родном мне училище кардинально изменилась за последние 30 лет. Если раньше там учились, в основном, мужчины, прошедшие армию (кстати, и конкурс был 3-5 человек на место), то сейчас парни — это редкость в живописных группах, а конкурса на место почти нет.

В Пензе могут строить филармонии, концертные залы, но люди искусства остаются не у дел: на них в бюджете уже не хватает денег.

DSC_0446

Раздражает лицемерная болтовня. «Сурский край богат талантами, в нем процветают традиции». Ну, богат, разумеется, и традиции есть. И что? Чем оживить культурную жизнь Пензы? Вы помните, чтобы у нас к 350-летию проводился какой-нибудь серьезный конкурс среди скульпторов, художников? А ведь повод более чем серьезный. Я уже несколько лет предлагаю наладить взаимовыгодное сотрудничество между администрацией и представителями творческих профессий. Заранее объявить задание с хорошим призовым фондом и пригласить независимых и уважаемых судей, авторитетных искусствоведов, чтобы разбавить атмосферу «междусобойчика», которая складывалась последние десятилетия в нашем Союзе художников. Впереди 200-летие Лермонтова. Думаете, что-нибудь ожидается? Снова нет!

Провести выставку с минимальными затратами вовсе не сложно. У нас есть очень много бюджетных учреждений, где можно развесить свои работы за бесплатно. Вопрос лишь в том, придет ли их кто-то смотреть.

Чем чаще тебя упоминают, тем агрессивнее бывают критики.

Фото: Ольга Денисенко.

Категория
Монолог

Оставить ответ

*

*