За жизнь

Тарханы 2014: как организовать балаган

Пенза Тарханы 2014 фестиваль фото смотреть всероссийский лермонтовский праздник
Тарханы 2014, Всероссийский Лермонтовский праздник 2014

За подобной инструкцией советую вам обратиться в Управление культуры и архива или Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области. Там хорошо знают, как собрать в одном месте людей, которые читали стихотворение Лермонтова последний раз в 9 классе и по прошествии времени смутно представляют, что это за личность.

А зачем нужно знать, кто такой Лермонтов? Если: а) он мой земляк, б) обещают почти халявный вход, в) вживую можно увидеть актера Безрукова, г) появился повод выехать за пределы своего города/деревни и надеть туфли на шпильке в 10 см (которые завалялись со свадьбы друга).

В действительности все эти тезисы открыто говорят о том, что Пензенской области катастрофически не хватает развлекательных мероприятий. Люди жаждут хлеба и зрелищ, а потому такие культурные события, как Всероссийский Лермонтовский праздник, превращаются в балаган. Попав в этот балаган, многие неизбежно задаются вопросом: «А кто все эти люди?» Может, это только мне «повезло», или просто так получилось, но прошедший праздник был полон комичных зарисовок на тему «Что я здесь делаю?»

DSC_1110

У дальней беседки в яблоневом саду рядом со мной на скамейку сели три пензенских медика. Обсудив все увиденное в Тарханах, они пришли к выводу, что надо им было со знакомыми ехать на шашлыки, потому что Тарханы не оправдали их ожидания в плане культурно-просветительского. Увы, дух прекрасного дома Лермонтова растворился под циничным взглядом пензенского медика.

Не менее интересную картину я увидела около Барского дома.

— Папа, а кто такой Лермонтов? — застенчиво спросила дочь своего отца, стоя перед домом поэта в Тарханах.

— Это великий русский писатель, — как по учебнику ответил отец, — он написал «Бородино».

На этом разговоры о Лермонтове закончились, и вся семья отправилась к Большому Барскому пруду, чтобы по-барски съесть все приготовленные запасы пищи на эту поездку.

Или когда посол Бенина начал читать стихотворение поэта, а добрая треть народа смотрела и думала: «Это Лермонтов написал?» Кто-то не постеснялся и озвучил эти мысли вслух.

DSC_1119

Думаю, эти зарисовки вряд ли смутят организаторов. У них, судя по навязчивой рекламе, стояла цель сделать событие массовым, чтобы по «Первому каналу» сказали: «Смотрите, сколько в Пензе поклонников творчества Лермонтова. Да вы, ребята, круты!» Этой массовости чиновникам очень хотелось. Они даже не подумали, что людям могут понадобиться дополнительные автобусы. В 7:20 на Площади Ленина весь выделенный транспорт был уже укомплектован, а рядом стояла огромная толпа, которая поместилась ещё в две такие же партии автобусов. Транспорт, кстати, снимали прямо с маршрутов, и вся оставшаяся масса смогла покинуть площадь только через час. Специально обученные человечки материли народ и обзывали стадом. Люди паниковали и бегали от одного подходящего автобуса к другому; совсем некультурно дрались, обзывались и падали. Праздник начался хорошо.

Самые терпеливые — те, кто уехал с последней партией автобусов — ещё на площади тихо обсуждали все ужасы организации. В ответственных за праздник министерствах даже не додумались, что при такой рекламе можно было бы, например, продавать билеты заранее, чтобы не было проколов с автобусами.

DSC_1223

Кстати, о рекламе мероприятия. Это, по всей видимости, единственное, что смогли сделать организаторы. Сам праздник почти не отличался от предыдущих: людям предлагали «концерт» в Зеленом театре, экскурсии по дому, при входе можно было послушать пензенские коллективы или чтения стихов поэта. Люди по часу стояли в очереди, чтобы покататься в пестрой повозке, запряженной лошадками, или чтобы попасть в Барский дом. Но что на этом празднике вызывало настоящую жалость, так это несчастные пони, которые были вынуждены на жаре нарезать круги своей бренной жизни. В самой деревне развернулась ярмарка пензенских мастеров. Специально для неё буквально за день до праздника положили новенький асфальт.

DSC_1227

DSC_1146

Людям было скучно. Толпа, не уместившаяся у театра, бродила туда-сюда в поисках чего-то зрелищного или интересного, фотографировалась у всех центральных объектов и расходилась. Пространство Тархан вполне позволяет одновременно с действами в Зеленом театре организовывать много всего: полезные лекции под открытым небом, массовые экскурсии, костюмированные зрелища — в общем, заполнять головы гостей усадьбы максимально полезной для них информацией. Для тех, кто принципиально не заинтересован в новых знаниях, можно было устроить подвижные развлечения.

DSC_1108

Лермонтово – это очень душевное и красивое место, которое из тех, кто собрался 5 июля, по-настоящему любит лишь треть. Если раньше в этот день в Тарханах встречались люди, близкие по духу, то теперь организаторы смогли опошлить праздник от начала и до конца, организовав настоящий балаган.

Категория
За жизнь
13 комментариев
  • гость
    8 июля 2014 at 21:01
    Оставить ответ

    В корне не соглашусь с опошливанием. Отличный праздник. Тем более, что он является уже традиционным. Много знакомых съездили и остались довольны. Критика слишком резка и не во всем справедлива(

    • Ольга Денисенко
      ol_glagol
      8 июля 2014 at 21:44
      Оставить ответ

      Качество, к большому сожалению, не определяется традиционностью. Программа не меняется несколько лет, все происходившие в ней передвижки несущественны. В год 200-летия могли бы не только асфальт положить новенький, но и расширить программу праздника. И не только за счет Безрукова. Я, честно, не знаю, кто собрал основную массу людей — Лермонтов или Безруков.

  • slonovo
    slonovo
    8 июля 2014 at 21:15
    Оставить ответ

    У нас кто-то в области как-то занимается окультуриванием. Кто-то — развитием туризма. В итоге — ни того, ни другого что-то как-то не видно. Все потуги министерств — смешны и нелепы. Но зато людям, которые там работают, платятся неплохие деньги.
    Но вот если бы все эти «свои люди» (потому что иных в министерствах и управлениях не работает, поэтому-то всё там так «криативно») показали бы свои работки в каком-нибудь брендинговом агентстве, их бы там не просто зачморили — никто бы даже просто не плюнул в их сторону. Грустно видеть, как впустую просаживаются тонны денег, а в итоге получается пшик. Лермонтовский праздник в этот раз если и удался, то только потому, что там есть тупо Тарханы и тупо поле с домиками. Всё.

    • Иван
      8 июля 2014 at 22:46
      Оставить ответ

      А Вы хоть раз работали в любом пензенском Министерстве??? Я лично работал и не в одном из них! Во первых: зарплата в 15-20 тыс. рублей это не такие уж и хорошие деньги (это з-п 2013 года)! Во вторых: доп функции которые на тебя там возлагаю могут очень сильно отличатся от твоих основных обязанностей! И в третьих я промолчу о самодурстве нашего губернатора! У которого то чиновники курят то толстым и в итоге не знаешь чем заниматься, толи гусей разводить толи страусов….

      • slonovo
        slonovo
        8 июля 2014 at 23:09
        Оставить ответ

        Чиновники всех уровней одинаково успешно забивают на инициативы губернатора как по похудению, так и по разведению оленей. Вам ли об этом не знать)
        А насчет работы… Повторюсь ещё раз: если бы ЛЮБОЙ из чиновников от культуры и искусства выложил бы свои задумки на ЛЮБОМ брифинге в каком-нибудь брендинговом агентстве, его бы даже заплёвывать не стали. Ибо позорень. Попробуйте эти же деньги в частных конторах заработать: никто вам их за красивые глаза не даст.

      • Ольга Денисенко
        ol_glagol
        9 июля 2014 at 06:51
        Оставить ответ

        Представляете, сколько у нас дополнительных функций возлагают на учителей, медиков и прочих бюджетников? А зп такие же. Губернатор учителей и медиков вообще терпеть не может, он им все вселенские грехи приписывает.

  • zoom
    9 июля 2014 at 14:04
    Оставить ответ

    В этот раз хоть без плясок в кокошниках под гармоху обошлось, и то уже прорыв.
    Или не обошлось?

    • Галина
      10 июля 2014 at 13:05
      Оставить ответ

      Конечно, русский танец — это ведь такой отстой. Лучше бы кантри. Или тектоник.

      К слову, «пляски» (выражаясь Вашим языком) были 4 июля в первой половине дня в сквере Лермонтова. Получились отличные зарисовки на тему русской усадьбы начала 19-го века. Были и дворяне, были и крестьяне, не в кокошниках, а в истинно крестьянских костюмах. Не было толканий, ругани и злобы. Были только те, для кого имя Лермонтова хоть что-то да значит. Сожалею, что в Тарханах не получилось создать такую же атмосферу.

      • zoom
        10 июля 2014 at 17:00
        Оставить ответ

        Галина, Вы представляете себе, кем был Лермонтов? Какая у него была эстетика, поэтика? Вы читали его стихи, биографию?
        Нет, скорее всего; так я расскажу. Лермонтов был дворянин, образованный представитель высшего сословия, офицер. В поэзии он проводил линию байронического романтизма. По тем временам, это было довольно свежо, и, кроме того, Лермонтов действительно талантливо адаптировал эту западную моду к русскому языку и реалиям. В общем, представитель городской культуры.
        Так вот, если бы при его жизни к нему в усадьбу припёрлись плясуны с хороводами, лаптями, кокошниками, гармониками, балалайками и всеми этими милыми Вашему сердцу погремухами , он бы, скорее всего, просто приказал бы выпороть обнаглевших хамов на конюшне.
        А сейчас ему остаётся только крутиться в гробу, наблюдая за этими вот праздничками.

        • Ю
          16 октября 2014 at 13:29
          Оставить ответ

          «Наша литература так бедна, что я из нее ничего не могу заимствовать. Однако же если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях.»(с) Михаил Юрьевич Лермонтов.
          Не стоит уж совсем отрывать его от народной культуры. Ни о чем вам разве не говорят строчки из стихотворения «Родина»: «И в праздник, вечером росистым,
          Смотреть до полночи готов
          На пляску с топаньем и свистом
          Под говор пьяных мужичков»?..
          или с топаньем и свистом плясали Сушкова и Верещагина?..

      • zoom
        10 июля 2014 at 17:08
        Оставить ответ

        Лермонтов же всё-таки не Некрасов и не Лев Толстой. Вот на их юбилее вся эта эрзац-культурка вполне органична. Да много у кого, на самом деле, уместна, но только не у Лермонтова, он же был самый изысканный и утонченный из русских литераторов.
        К сожалению. и у областного культурного начальства, и у посетителей, по большей части, фатально отсутствует чувство стиля, меры, уместности. В принципе, понятно почему: городское население выбила революция, и большая часть населения тут максимум во втором-третьем поколении городские. Но надо же это как-то в себе изживать, нет?

        • Галина
          13 июля 2014 at 23:21
          Оставить ответ

          Жаль, что вы приписали себе какие-то уникальные знания о Лермонтове и так ими и не поделились.
          Лермонтова я очень люблю и, хочется верить, знаю о нем немало.
          В лермонтовском эдаком творческом снобизме, аристократизме, высокомерии, оторванности от народа есть своя притягательность.
          Самое интересное, что я почти согласна с вами. Да, Лермонтов, пожалуй, меньше всех русских писателей и поэтов имел отношение к крестьянской культуре, с этим спорят только те, кому советские книжки прополоскали мозг хорошенько. И празднике, посвященном Лермонтову все это неуместно, Вы правы, это инициатива чиновников, а не работников культуры, потому что работники-то это все понимают. Но они работники. Им сказали — они сделали. И сделали хорошо.
          А вот дворянская культура… Она ведь тоже была представлена на празднике, но так некрасиво… Сутулые танцоры, яркие платья-пирожные, как в 18-м веке… Зачем это все? Уж лучше никак, чем так.
          Я только не могу принять Вашего необъяснимо презрительного отношения к русской народной культуре. «Гармоха»… Почему? Эстетика дворянства очень красива, мне и самой нравится, но, согласитесь, уж слишком много взяла она с Запада.

          • zoom
            14 июля 2014 at 21:22

            Если покопаться, то, что мы считаем русской народной культурой, на самом деле моложе Лермонтова. Гармошка в ее нынешнем виде изобретена татарским мастером, забыл фамилию, примерно в 1860-1890 годах, не раньше. Балалайка примерно тогда же. то есть Лермонтов этого и увидеть не мог никак, он слишком рано погиб.
            И за что, получается, нужно уважать эту сконструированную культуру, если даже ее древнее происхождение под большим вопросом?

    Оставить ответ

    *

    *