Безголовые трупы, конь, стул и ржавая пружина

Современное искусство.

Что мне приходит в голову при упоминании этого сочетания после посещения музея Кампа в Праге? — «конь, стул, безголовые трупы, ржавая пружина». Но с другой стороны, давайте посмотрим, что же такое «искусство» в контексте времени вообще.

Вечные темы, приумноженные на минутное, — знак эпохи, общественные приоритеты, проблематика времени. Современное искусство вполне отвечает веянием современности. И даже то, что многие работы остаются «без названия», «композиция №…» тоже является символом. Синкретизм жанров, смешение стилей, обесценивание общепризнанных пониманий об эстетике. Новое время, новые решения, новые материалы. Художники могут открещиваться от накопленных столетиями знаний о перспективе, анатомии. Ищут новую пластику, нарушая законы построений; чувство целостного может смениться дробностью – несвязанными воедино миллионами малых форм. Или же, может преследоваться обратная цель: объединить воедино несоединимое.

Но главный вопрос – «ЗАЧЕМ?» – остается открытым для обсуждения. Догматы отбрасываются в утиль, но в угоду чему?

Музей Кампа — пример грамотности использования помещений под объекты искусства. Сам музей работает на впечатление – каждый экспонат выдержан в определенном эмоциональном строе, а объединенные группы несут определенный посыл зрителю. Происходит некий диалог. По мне, так в этом едином крике, посыле зрителю, и есть новаторство. Зритель и среда нахождения объекта приобретают невероятное значение для понимания современного искусства. Имея определенный культурный пласт за плечами, или не имея такового, угол зрения на произведение значительно меняется.

nL3L1sYr0_Q

Современное искусство направлено на «ПОСЫЛ –ДИАЛОГ». Оно не канонизует ни один из приемов. Главная задача – «ОТВЕТ». Методы же поражают то своей необузданностью, то элементарным отсутствием вкуса, то экспрессивностью, сочетаниями несочетаемого, нарушением мыслимых и немыслимых правил эстетики. Но если вдуматься: не эти ли эмоции и хотел вызвать в вас автор? Ведь даже если вы чувствуете раздражение, искусство работает. Нет «хорошего» и «плохого» искусства. Есть просто «искусство» или «не искусство».

Могу с уверенностью обитателя палаты №6 сказать: экспозиции в музее Кампа – это искусство.

Во внутреннем дворике музея мой взгляд ненароком упал на красного коня и всадника, будто слитого с ним воедино. Руки этого человека врастают в землю. Объект так и называется – Jezdec (ездок), авторствo Mihael Gabriell. Бросаются в глаза, помимо сильного обобщения стилизации формы и ярко кровавого цвета объекта, как раз эти длинные руки. В голову ненароком приходят выражения: «а руки то загребущие», «высоко сижу – далеко гляжу». Признаться, испытала некое смущение от подобных сравнений, учитывая мое академическое художественное образование. Тут не нужно было смотреть на год создания: был ясно вычерчен посыл к «красной машине» — к построению коммунизма. Плотно ушедшие в землю руки «ездеца» будто указывают, что он врос в землю, и конь не сможет двинуться вперед, не нарушив единства объекта. Собственно, это и есть посыл, проблематика, поставленная автором. Автор в этом тандеме явно делает акцент на стихийности, а мертвенное отсутствующее выражение человека делает слияние неестественным. Объединение общим цветом революции и крови указывает на конфликт.

HRjDWd8huCA

В одном из лестничных пролетов мой взгляд упал на триптих. Каждый объект представлял из себя объемные свисающие клочки масляной краски. На первый взгляд они представляли из себя некое подобие палитры и беспорядочной грязной цветовой растяжки. Приблизившись ближе, не скрывая недоумения, заметила на каждом объекте по впиханному в толщи краски мастерку на пружине. Не удерживая косую ухмылку, подумала: «Вот они какие — муки творчества». Сразу раскрылся концепт автора Zdeněk Beran: возврат к извечной теме творца и творчества. Увязание в толще идей и возможностей: от темного к светлому – от спокойствия к безумию.

T451ereqp2w

В одном из залов нельзя не заметить равномерно стоящую толпу «безголовых трупов». Вроде бы простые тела гуманоидной формы, прошитые мешковиной – безумие светло-коричневого цвета. Олицетворение обобщения, отсутствия индивидуальности в толпе – толпа безголовых. Особенный эффект объект приобретает при приближении к нему зрителей. Инсталляция становится особенно любопытным в связке с туристической группой, смотрящей так же, в одну сторону, и впоследствии повторяющие слова гида своим домашним по приезду. Проблема поставлена. Решения у художника не спрашивали – так он и не обязан его предлагать.

gkGK4e3tWiQ

Отдельной темой для разговора мог бы стать и гигантский стул, стоящий, как истукан, посреди Влтавы, непоколебимый мелкими порогами. Поставленный, видимо, самим Гулливером. Этот грубо–рубленный монументальный каменный стул был моим попутчиком по этажам музея. Старательные сотрудники музея формировали экспозицию так, что этакий гигант, видимый из окна, являлся частью экспозиции каждого зала, напоминая о себе повсеместно и заставляя другие объекты работать на общую идею.

В принципе, после русских просторов и широты Московских улиц в Праге вполне обыкновенный по своему размеру русский человек чувствует себя, как Гулливер, так что этот стул нам подходит «по размеру». Игрушечные улочки и домики будто являются декорацией для очередной сказки. Так что испытала определенный наплыв уважения к стулу, поражающему своей четкостью и незамысловатостью формы.

Собственно, каждый объект из музея Кампа заслуживает более-менее индивидуального разбора, так как в современном искусстве кто в лес, кто по дрова. Одно остается точным: несмотря на мой постоянно подкатывающий к горлу смешок, это – искусство, и оно работает. И, скорее всего, я еще сюда загляну, чтоб продолжить свой диалог. Тем более, что у меня уже есть излюбленные собеседники: конь, стул, безголовые трупы, ржавая пружина.

Татьяна Еременко.

Автор:

Дата: 05.04.2014

Рубрика: Искусство

Просмотры: 3321

Тэги:

Один комментарий к: Безголовые трупы, конь, стул и ржавая пружина

  1. Рудольф:

    Прекрасный музей. Никогда не забуду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика