Свежие мысли на Чистых Прудах

30 июля на «Чистых Прудах» состоялся поэтический фестиваль «Свежие Мысли», организатором которого выступил журнал SD. Подробнее о том, как это было — читайте далее.


Поэтических фестивалей в Пензе и окрестностях катастрофически не хватает, несмотря на наличие поэтов. Любое окололитературное движение у людей посвященных всегда вызывает большой интерес.

Только вот людей «посвященных» катастрофически не хватает тоже.

На свежем воздухе, да при хорошей погоде (или, если в помещении, — то при наличии еды) все становится лучше. Желающие могли пройти метров пятьдесят до реки и окунуться, потому как было все-таки очень жарко, а такая возможность для летних фестивалей на открытом воздухе — бесценна. Даже лучше, чем наличие еды.

Шумное соседство под конец вечера (рядом была площадка от UniGym c танцевальным мастер-классом) немного мешало, и постоянно пыталось нарушить тонкую атмосферу. Некоторые гости специально обращались к организаторам соседней площадки, чтобы те убавили громкость. Как оказалось, те были не в курсе, что по соседству идет поэтический фестиваль. Надо отметить, что сам поэтический фест был частью фестиваля «Катушка» (можно прочитать много где, что это было такое), так что без соседства вообще было никак не обойтись.

Поэты — люди скромные, и не привыкли повышать голос, декламируя свои стихи. У Антона Медянцева было преимущество: его стихи требуют импульсивного исполнения. А когда шумные соседи и вовсе разошлись не на шутку, Владимир Лезин (можно почитать тут) начал кричать в буквальном смысле. Однако это было, скорее, плюсом для стихов социально-политической направленности.

На «Свежих мыслях» собрались не только пензенские поэты. Так, из Москвы на фест приехал Александр Чистяков — член Союза писателей России, учредитель Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри». Он тоже читал свои стихи. Рифма, ритм, сюжетность — такое слушать всегда приятно.

Подобные фестивали/встречи/etc крайне нужны. Не важно, сколько человек на них приходит. Хотелось бы побольше, так как чем больше человек — тем больше вероятность, что люди начнут задавать вопросы и завяжется диалог. Диалоги и обсуждения разряжают атмосферу, да и самим поэтам идут на пользу. Однако для такого общения нужна более закрытая площадка. Закрытая — по крайней мере, от какого-нибудь шумного соседства.

Мужская лирика показала себя в более выгодном свете. Приятно удивил Евгений Шторм, сто лет его не читал. Лезин, как я уже отметил, откровенно пишет на социальные темы. Чистякову, как поэту и человеку, просто есть, о чем рассказать. Персонажи Юрия Квитки интересны сами по себе, а еще ему стоит сказать «спасибо» за то, что он — один из тех редких людей, которые в Пензе тоже устраивают хоть какую-то околофестивальную движуху (он является председателем литературного салона «Геликон»). Владимир Навроцкий — человек не писательских занятий (он работает «удаленным программистом», согласно информации на сайте ПензаТренд), поэтому его предложения и слова получаются особенно интересны, они не варятся в собственном соку. У него все сложнее: рифма есть, она отрывистая, рубленая, иногда просто переходящая в неожиданный внутренний ритм. Чтобы читать и воспринимать такое на слух — надо немного постараться, прокручивая услышанное (или прочитанное) снова и снова про себя. Сначала бросается в глаза внешняя форма в виде рваной, неровной структуры, а потом, далеко не сразу, обращаешь внимание на вложенные друг в друга образы.

В общем, интересные стихи пишут интересные люди. Люди, которые немного вырваны чисто из литературной, словесной, среды, и видели жизнь в каких-то других проявлениях, решают какие-то другие задачи, кроме собственно складывания букв в слова и предложения. Всегда не хватает других мотивов (камень в огород поэзии вообще, а не частного случая). Это я ссылаюсь на фразу о том, что «посмотреть жизнь во всех ее проявлениях — это почему-то обычно проститутки, наркоманы и бомжи, а не квантовая физика, путешествия и спорт».

Чтобы кому-то не показалось, что я шовинистическая свинья, категорически уверяю: я услышал достойные вещи и от поэтесс. Как от старых знакомых — Виктории Каляшиной, Виктории Сысоевой, Ксении Вдовикиной, Марии Шатровой, так и от гостей фестиваля — например, Полины Шибеевой. Марию Шатрову хотелось упомянуть двумя абзацами выше, потому что ее поэзия — практически «мужская», лишенная налета наивности, который уже, чаще всего, воспринимается как нечто глупое, пустое и пошлое. Еще я не знал, что редактор SD, Екатерина Рылина, оказывается, тоже пишет стихи.

Кого вообще не упомянул — извините, у меня крайне плохая память на ФИО. Либо же, что, впрочем, крайне маловероятно, ну «как-то не цепануло», да и списка присутствовавших на мероприятии поэтов я нигде не нашел.

В качестве резюме — соображения о том, как мог бы выглядеть идеальный поэтический фестиваль со всеми этими финалами, четвертьфиналами и супер-пуперфиналами. Или пусть даже без оных. Вы, вероятно, согласитесь со мной, что многие поэты не очень хорошо читают собственные стихи. Было бы круто, если бы они «менялись» стихами, рассказывали что-то друг о друге перед выступлением или после. Как им стихи «коллеги по цеху»: нравятся? Не нравятся? Что нравится и почему? Или такое уже где-то было? А еще круче было бы, если «лучшие стихи» (по результатам условного суперпупермегафинала) прочли какие-нибудь актеры местного же уровня. Например, Антон Некрасов, или Алексей Водопьянов. Да много, кто смог бы выдать очень сильные и эмоциональные вещи.

В общем, есть, куда двигаться. Всем, без исключения, спасибо.

Автор:

Дата: 03.08.2016

Рубрика: Искусство

Просмотры: 1114

Тэги: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика